Проектная деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя
Несмотря на карантин, в гимназии 49 кипит работа. Пока нет ребят, можно «поучиться» и педагогическому коллективу. Сегодня состоялся методический семинар «Проектная деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя» Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами обучающиеся? Какие разрешимы проблемы при сотрудничестве обучающихся и учителя при создании проекта? Каким может быть главный результат в проектной деятельности и как для обучающегося, так и для педагога.… Готового ответа на эти вопросы нет. И всё же, как отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бухарова Л. В. «Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение научного творчества, превратить образовательный процесс из скучного в результативную созидательную работу.»
И началась работа семинара. Выбор СВОЕЙ команды: «Снег», «49», «Улыбка», «Семья», «Каникулы», «Бабочка». Постановка задачи. Конструирование башни. Какой? Высокой, красивой и …. А, ещё!? Из опыта работы. И опять поиск… Защита проектов. Рефлексия. Решение.
«Деятельность по проектированию и исследованию выдвигает новые требования и к учителю, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным», «Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Поэтому учитель-наставник, консультант и помощник, должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности», «Учитель должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности».
А для этого, в гимназии следует активизировать работу методических объединений по организации проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся; использовать проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения; внести в рабочие программы и КТП по предметам проектные формы работы.
Понятно, что семинар не решил всех вопросов. Но, он обозначил «дух нашей гимназической команды учительского сообщества №49», и определил, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и так далее. И главное, учителю — важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону, а для этого нужно думать, анализировать и пробовать…