Гимназический  музей в организации целостного пространства

духовно-нравственного воспитания обучающихся. 

История родного края – очень благодатный материал для патриотического и духовного воспитания молодежи. Большую помощь в этой работе оказывает гимназический историко — краеведческий музей.

Возрождение музея началось в 2009 году. За этот небольшой период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Экспозиция музея составляет более 150 экспонатов в разделах: «История города», «История гимназии», «Уголок крестьянского быта», «Великая Отечественная война» и другие. Музей оформлен с душевным теплом и любовью.В оформлении музея активное  участие принимает дружный коллектив гимназии, и родители учеников.

Целью работы гимназического музея является  создание системы патриотического и духовно – нравственного воспитания детей для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу, своей семье.

Особенно тепло проходят встречи с прошедшими  через Великую Отечественную войну ветеранами. Проводятся уроки мужества, смелости, патриотизма, на которых обучающиеся гимназии осознают, как горячо любило нашу любимую Родину старшее поколение.

Гимназисты под руководством преподавателей организуют выставки. Видя их заинтересованные, серьёзные, не по-детски взрослые, выражения лиц, чувствуешь сплочённость ребят в общем деле, невольно попадаешь в царящую атмосферу тепла, заботы, любви. И пока в таком разрезе идёт воспитание нашего будущего поколения, Поколения с большой буквы, можно быть уверенным, что никто и ничто не будет забыто! И эта неуловимая, невидимая связь — духовная, как и по всей России, царит и в атмосфере Нашей гимназии!

В результате кропотливой работы определились задачи музея:

Обеспечить обучающимся возможность овладеть знаниями многовековой истории своего родного края, выявить факторы, определяющие в различные исторические эпохи судьбы  своего города и населявших его людей.

Сформировать у обучающихся умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из краеведческих источников.

Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям.

В результате работы гимназического музея определились направления деятельности.

Направления деятельности музея:

Научно – исследовательская деятельность – направлена на участие в районных олимпиадах по краеведению, работу по изучению научных тем, разработку музейных уроков, посвященных памятным датам по истории родного края, сотрудничество с музеями с целью получения  помощи в работе с архивом и сбору научной информации и другое.

Научно – фондовая деятельность – направлена на систематизацию коллекции экспонатов музея, проведение комплектования фондов музея в соответствии с изучаемыми темами, организация работы по оформлению картотеки, проведение обработки музейных предметов от пыли, моли, загрязнения, проведение реставрационных работ, обеспечение температурно-влажного режима и другое;

Научно – экспозиционная деятельность — организация временных тематических мини-выставок, создание исторической афиши, посвященной знаменательным датам в истории России, родного края, проведение монтажа и пополнение новыми материалами постоянно действующих экспозиций музея и другое;

Научно – просветительская деятельность — организация работы архива, создание статей по истории родного края с целью публикаций в СМИ, принятие участия в акциях с целью приобщения учащихся к истории родной школы, села, города, района, области, проведение музейных уроков, с целью интеграции различных учебных предметов, проведение классных часов, вечеров на базе музея и другое;

Организационная деятельность — составление плана совместной деятельности учителей – предметников, классных руководителей и руководителя музея в рамках духовно-патриотического воспитания, организация заседаний, встреч актива музея, формирование актива, распределение обязанностей, распределение тематики экскурсий, составление расписания работы музея и другое;

Научно – методическая деятельность — организация работы по подготовке экскурсоводов,  сотрудничество и консультации с научными сотрудниками музея ТюмГУ, Института проблем освоения севера, проведение консультаций для учителей-предметников и классных руководителей по проведению уроков в гимназическом музее, с использованием музейных экспонатов и экспозиций, пополнение банка данных.

Гимназический музей является центром культурного образования обучающихся. Это тот педагогический резерв, который позволяет в единстве осуществлять обучение и воспитание наших гимназистов. Органично в работу музея влились праздники: «День знаний», «Международный женский день», «День победы».

Гимназический музей образовательного учреждения играет неотъемлемую роль в приобретении знаний. Проведение музейных уроков способствует активизации познавательной деятельности, расширяет знакомство с музейной коллекцией, активизирует совместную творческую деятельность  педагогов и обучающихся. Работа с экспонатами оказывает  существенную помощь  в обучении и воспитании обучающихся.

К экспозиции музея, динамично обновляющейся и пополняющейся новыми и новыми экспонатами, благодаря кропотливой работе всего коллектива гимназии.

В заключение нельзя не признать, что работа музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Руководитель музея «Вехи школьных лет»

Серебрякова Н.П.

История создания гимназии

История гимназии № 49 началась в далеком 1963 году. 23 октября состоялась торжественная линейка открытия. Школу возглавил первый директор Барченков Иван Федорович. Первые ученики помнят свою школу не такой как сейчас. Трехэтажное здание было построено на пустыре. Вокруг ни деревьев, ни цветов, но все равно все были очень рады.

Школа – это не только здание, это люди и жизнь, которой они в этом здании живут. Первый состав педагогического коллектива состоял из молодых, полных сил энтузиастов. Именно они основали школу. В коллективе были настоящие мастера своего дела, такие, как Зоя Петровна Шемякина, Анна Николаевна Савченко, Валентина Николаевна и Владимир Павлович Жарковы, Николай Гаврилович Сентряков, Елена Алексеевна Девяткова, Валентина Витальевна Мокроусова, Людмила Яковлевна Берсенева, Нина Дмитриевна Михельсон, Галеня Полина Филипповна, Пахомова Мария Максимовна, Ушакова Валентина Павловна.

Шли годы, коллектив, естественно менялся. В школу пришли новые педагоги, и для многих она тоже стала судьбой: Светлана Андреевна Михеева, Холманских Иван Тимофеевич, Кукарская Екатерина Александровна, Зинаида Алексеевна Широких, Лидия Васильевна Ершова, Мясникова Нина Васильевна, Моор Алевтина Нестеровна, Нина Тихоновна Хмызова, Павла Николаевна Межецкая.

В 70-е годы жизнь ставит перед школой новые задачи. Активно работала пионерская организация, дружина носила имя Аркадия Петровича Гайдара. Интересные сборы, переписки с пионерами других городов, тимуровская помощь, хорошая учеба – всем этим занимались пионеры с первой пионервожатой школы Девятковой Еленой Алексеевной. Старшеклассники – комсомольцы были опорой и примером всем ученикам. Учащиеся ходили в поход с учителями физической культуры. Метко стреляли и дружно маршировали на смотре строя и песни, проводили спортивные соревнования и играли в «Зарницу», инсценировали песни, участвовали в спектаклях, собирали металлолом и макулатуру, ходили на праздничные демонстрации. Директором школы в данный период был Дрейман Анатолий Георгиевич.

В 80-е годы в школе назначен был новый директор Бабанова Валентина Гавриловна, целеустремленный, высокогуманный, добрый и отзывчивый человек. В школе создан вокально-инструментальный ансамбль, прекрасный хор, ученики ходили в походы по Тюменскому краю. Много экскурсий по Советскому Союзу: Ереван, Киев, Москва, Ленинград, Ташкент, Харьков, Винница, Миргород, Житомир, Днепропетровск… И,конечно, осенняя уборочная страда на полях совхоза Переваловский. Соревнования, юмор, песни, были нашими спутниками в этом.

Не менее интересна была и спортивная жизнь. Спортсменами 49-й школы завоевано 22 кубка. Особенно большой расцвет спортивной жизни наблюдается в 70-80-е годы. В это время постоянно работали лыжная, волейбольная, велосипедная, туристическая секции. Существовал стрелковый кружок, которым руководил военрук школы полковник В.В. Шашорин.

Участники неоднократно завоевывали призовые места в районных, городских, областных соревнованиях.

В 90-е года школа под руководством Нины Прокопьевны Лохман вступила в экспериментальную деятельность по переходу в гимназию.  Ценный педагогический опыт, сложившийся в коллективе, многократно представлялся на семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах, гостями и участниками которых были ученые, выдающиеся учителя-новаторы города, Тюменской области, России. Незыблемы и ценны для нас встречи с Шалвой Амонашвили, Владимиром Ильичом Загвязинским, Николаем Васильевич Кухаревым и другими.

Именно в эти годы школа гимназия становится победителем конкурсов разного уровня. В 1997 году школе присвоен статус гимназии.

Большой вклад в развитие гимназии внесла Светлана Андреевна Михеева. Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе с 1986-2012 год нашей гимназии. Под ее руководством в гимназии были созданы условия для развития творческой личности учителя и ученика.

Гордость нашей гимназии это ее выпускники. Среди выпускников школы есть те, кто не расстается со спортом, кто связал свою жизнь со службой в армии, много учителей, медицинских работников, политиков, журналистов и представителей других профессий. Выдающимися выпускниками гимназии стали:

Моор Александр Викторович — глава администрации города Тюмени

Белявский Павел Викторович— Депутат Тюменской областной Думы, заместитель председателя комитета по социальной политике Тюменской областной Думы

Чикишев Виктор Михайлович

Выпускник 1968 года,  доктор технических наук, профессор, ректор ТюмГАСУ, депутат Тюменской городской Думы, Заслуженный строитель РФ, Почетный дорожник РФ, Почетный строитель России, лауреат премии Совета Министров СССР, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги в строительстве».

Кукарская Ирина Ивановна

Выпускник 1976

Доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, главный врач ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень), член Президиума Российской Ассоциации.

Чуйкова Марианна Михайловна

Выпускник 1979,  учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 города Тюмени, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе и переподготовке кадров ТОГИРРО, победитель областного конкурса «Учитель года Тюменской области-2003», лауреат конкурса «Учитель года России-2003», победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО.

Усламин Сергей Александрович

Выпускник 1980, Заслуженный мастер спорта СССР по велоспорту. Чемпион мира.

Филиппи Наталья Александровна

Выпускник 1981, Директор МАОУ гимназии №16 города Тюмени, заслуженный учитель РФ

Мамонтов Роман Сергеевич

Выпускник 1997.  Корреспондент, ведущий аналитической программы. Главный редактор «Студии ТРТР»

Кузьмина Анастасия Владимировна — российская и словацкая биатлонистка, двукратная Олимпийская чемпионка в спринте (2010 и 2014), неоднократная победительница континентальных первенств и Чемпионатов мира среди юниоров, мастер спорта международного класса. Серебряный призёр чемпионата мира 2009 года в масс-старте, двукратная чемпионка Европы того же года.

Шипулин Антон Владимирович — российский биатлонист, олимпийский чемпион 2014 года в эстафете, бронзовый призёр Олимпийских игр 2010 года, пятикратный призёр чемпионатов мира. Обладатель малого Кубка мира в зачёте масс-стартов (2014-2015). Абсолютный чемпион Европы среди юниоров 2008. Двукратный победитель Гонки чемпионов в смешанной эстафете, двукратный победитель Гонки чемпионов в масс-старте. Заслуженный мастер спорта России.

Шли годы… После каждого выпуска ветер перемен подхватывал бывших выпускников и разбрасывал их по необъятным просторам нашей Родины. На смену одним заслуженным учителям и директорам приходили другие. Можно сказать, что наша гимназия сыграла большую роль в истории развития нашего города. Успехи учащихся в разных областях культуры, спорта, образования, творческая деятельность учителей — тому подтверждение!

Перевалов Павел Анатольевич

Выпускник 2000. Заместитель главы администрации города Тюмени.